1 vote with a rating of 5

Выразительные вариации на тему украинской народной песни.
Автор сочинения или аранжировки
Автор оригинала переложенной музыки
Уровень сложности
**** Чуть посложнее
Стиль, направление
Современная классика
Украинская народная песня
Количество исполнителей
Соло
Инструменты
Классическая гитара
Графическая запись
Ноты
Цена
5,00 €

Вариации на тему украинской народной песни “Ой, чий то кінь стоїть?” написаны Алиной Бойко в тональности a-moll, темп Moderato, размер 3/4.

На 1-й странице есть сноска, в которой сказано "Не делать остановок между вариациями". Часто, например, в Европе, вариационную форму трактуют как старинную сюиту, разделяя все вариации как бы на отдельные пьесы, и делая между ними остановки. Но в данной пьесе должно быть сквозное развитие.

Во всей пьесе фразировка выделена обозначениями crescendo, diminuendo и цезурами.

Строение этой вариационной формы такое: тема, 5 вариаций и Coda.

Печальный характер темы изображен с помощью использования минорной тональности и изложения мелодии четвертными длительностями в умеренном темпе.
Волнообразное движение мелодии то вверх, то вниз создаёт ощущение глубоких вздохов и широкого дыхания.
Только в теме используется переменный размер 3/4 - 4/4. Переменный размер часто используется в народных песнях, чтоб певец успел перевести дыхание за счёт добавленной доли метра. Все последующие разделы формы написаны в 3/4.

Вариация 1 - волнообразное движение мелодии более мелкими восьмыми длительностями, арпеджио и использование технического легато создают ощущение полётности. Играть эту вариацию нужно более воодушевлённо, свободно, с агогикой.

Вариация 2 - полифоническое 2-хголосное изложение, более прямолинейное гаммообразное движение мелодии восьмыми длительностями. Эту вариацию нужно играть ритмически строго, без отклонений в темпе, выполнять выписанные акценты, подчёркивающие синкопированные затакты в мелодии.

Небольшая связующая одноголосная тема приводит к 3-й вариации.

Вариация 3 - мелодия изложена триолями, что создаёт ощущение более быстрого темпа. Использование арпеджио, технического легато, негромкой динамики от пианиссимо до меццо форте создаёт ощущение большой воздушности, лёгкости и кружения.

Вариация 4 - здесь меняется темп (Piu mosso), мелодия снова изложена четвертными длительностями, но интервалами и аккордами. Характер становится более напряжённым, эмоции усиливаются. На коротком промежутке мелодии происходят динамические взлёты от пиано до форте. Это приводит к кульминации пьесы - цепочке уменьшённых септаккордов фортиссимо. Вариация заканчивается пульсирующим остинатным басом, который звучит, как биение сердца, затем эмоции постепенно стихают.

Вариация 5 - возвращение к первоначальному умеренному темпу (Tempo I). Здесь 2-хголосная полифоническая фактура: в верхнем голосе мелодия изложена искусственными флажолетами четвертными длительностями, а в нижнем голосе p-палец играет контрапункт. "Стеклянные" флажолеты вызывают ощущение состояния оцепенения. Но в конце вариации за счёт смены приёма игры, изложения более "живыми" восьмыми длительностями и постепенного усиления звука мы выходим из этого состояния и движемся к коде.

Coda - эмоционально яркое заключение пьесы. Гаммообразные пассажи, изложенные триолями и шестнадцатыми длительностями, динамические взлёты и падения создают ощущение движения и взволнованности. В конце пьесы тремоло с длительным crescendo на протяжении 8 тактов приводит к мощному тоническому аккорду форте, после которого всё заканчивается печальным вздохом - тоникой на октаву ниже меццо форте.

В пьесе использованы приёмы арпеджио, арпеджиато, баррэ, техническое легато, тремоло,
натуральные и искусственные флажолеты, штрих маркато, а также переменный размер, триольная ритмика, агогика, гаммообразные пассажи, игра интервалами, синкопы, аккорды и игра в позициях. Поэтому к игре этой пьесы нужно готовиться заранее, постепенно овладевая данными приёмами.

Для большего удобства исполнения и выразительности звучания в пьесе подробно проставлена аппликатура, выписаны динамические оттенки, цезуры, штрихи, агогика и показания метронома.

Текст изложен на 4-х страницах. Уровень сложности - старшие классы ДМШ и музыкальные ВУЗы.

Слова песни:

"Ой, чий то кінь стоїть, Що сива гривонька.
Сподобалась мені, Сподобалась мені
Тая дівчинонька.
Сподобалась мені, Сподобалась мені
Тая дівчинонька.

Не так та дівчина, Як біле личенько.
Подай же дівчино, Подай же гарная
На коня рученьку.
Подай же дівчино, Подай же гарная
На коня рученьку.

Дівчина підійшла, Рученьку подала.
Ой, краще б я була, Ой, краще б я була
Кохання не знала.
Ой, краще б я була, Ой, краще б я була
Кохання не знала.

Кохання-кохання З вечора до рання.
Як сонечко зійде, Як сонечко зійде
Кохання відійде.
Як сонечко зійде, Як сонечко зійде
Кохання відійде".